Межведомственные запросы в СИЭР: интеграция и возможности
Экспертиза ФОРС
Дамир Абельханов, ведущий аналитик отдела автоматизации бизнес-процессов, и Николай Пиманов, старший аналитик отдела автоматизации бизнес-процессов компании «Форс – Центр разработки» (ГК Форс)
Целью данной статьи является ознакомление внутренних проектных команд, партнеров, ИТ-специалистов, работающих с low-code решениями, с возможностями интеграции с СИЭР (Системой Исполнения Электронных Регламентов) внешних информационных систем. Мы постарались предоставить ознакомительную информацию о возможных вариантах такой интеграции и их применении в реальных проектах, чтобы помочь оптимизировать процесс обмена данными и сделать его более эффективным.


Напомним, что правообладателем программной платформы «СИЭР» является компания «Эволента». Система предназначена для автоматизации административно-управленческих процессов предоставления государственных и муниципальных услуг и внутриведомственных административных процессов, а также оперативного доступа к соответствующей информации.
Интеграция с СИЭР открывает широкие возможности для межведомственного взаимодействия, что особенно важно для проектных команд, работающих над цифровизацией государственных и муниципальных услуг. Понимание доступных каналов интеграции и их практического применения поможет повысить эффективность проектов и скорость введения систем в эксплуатацию.
СИЭР предоставляет большое количество функций, как уже ставших «классикой» для low-code решений (экранные, печатные формы, bpmn-движок, обработчики и так далее), так и решающих задачи специального назначения — таких как межведомственное взаимодействие.
ВВЕДЕНИЕ
Часто при выполнении каких-либо процессов в организациях, особенно в государственных и муниципальных структурах, требуется получить недостающую информацию или проверить имеющиеся в распоряжении сведения. Например, выяснить данные ИНН при оказании госуслуги, наличие у человека судимости, проверить действительность паспорта при выдаче кредита и многое другое. С такими ситуациями мы часто сталкиваемся при обращении в госструктуры.
СИЭР — это low-code платформа для автоматизации процессов внутри различных ведомств, в функции которой входит, в том числе, и решение подобных вопросов. СИЭР — это ещё и платформа межведомственного взаимодействия, которое играет одну из ключевых ролей при оказании многих государственных и муниципальных услуг. Напомним ещё одну важную аббревиатуру — СМЭВ. Это система межведомственного электронного взаимодействия, защищенная федеральная государственная информационная система, которая позволяет получать необходимые сведения от поставщиков данных — тех самых организаций, которые владеют важной для деятельности государства и граждан информацией.
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В СИЭР, так как это low-code платформа, есть целый ряд возможностей, позволяющих проектировать информационные системы в ускоренном режиме. Быстрое создание экранных форм с помощью конструктора, формирование печатных форм на основе данных, введённых в систему в несколько кликов, и выгрузка в офисный пакет, встроенный bpmn-моделлер — всё это позволяет достаточно быстро и эффективно создавать информационные системы под различные задачи. Не исключение и функционал, реализованный для СМЭВ.
Для начала в двух словах о СМЭВ и его самой популярной на сегодняшний день версии — СМЭВ3. Для осуществления межведомственного взаимодействия требуется сначала определить формат сведений, которыми эти системы будут обмениваться, а также, кто может их запрашивать и прочие вопросы, без решения которых не произойдёт процесс обмена. Вся эта информация содержится в видах сведения (ВС). ВС — это по сути свод правил, который описывает процесс межведомственного взаимодействия.
К каждому зарегистрированному ВС на портале ЛК УВ (личного кабинета участника взаимодействия), прилагается подробная документация с кратким описанием назначения ВС, типов данных, которые могут использоваться в схемах запроса, а также эталонные примеры для тестирования и схемы в виде файлов, где указано, кто может подключиться к ВС, кто является инициатором и ответчиком, какие существуют варианты возврата на запрос (коды и описание ошибок), URI и так далее. Вся эта информация поможет в проектировании взаимодействия на проекте.
Для получения доступа к ВС организация в первую очередь должна быть зарегистрирована на ЛК УВ с определённой ролью. Далее необходимо выполнить шаги, описанные в руководстве пользователя, выложенном на технологическом портале.
Отметим, что различные ведомственные информационные системы (ВИС) используют похожий набор данных при оказании своих услуг. Как уже говорилось ранее, та же информация о судимости, дееспособности гражданина, проверка действительности паспорта, актуальности адреса регистрации или места жительства, жив ли человек, вообще, может потребоваться сразу нескольким структурам. Но владеют ею чётко определенные ведомства (МВД, ЗАГС, СФР и так далее). Для того чтобы одновременно обеспечить доступ к информации, стандартизировать, а также защитить её во время обмена, и существует СМЭВ. Для обмена используется популярный формат структурированных данных — XML. В СМЭВ существуют ответчики — чаще всего это те, кто владеет данными, и инициатор запроса — тот, кому эти данные нужны. Хотя бывают и исключения, когда инициатор отправляет имеющиеся в его распоряжении сведения в адрес организации, которая будет ими пользоваться.
В СИЭР присутствует целый модуль — «Запросы», который ускоряет процесс подключения к ВС. Что нужно сделать для создания запроса? Указать вид сведений, организацию-поставщика, адрес для подключения, разработать схему, которая описывает структуру XML, при необходимости связать данные на экранных формах приложения и данные запроса и ответов, определить, в зависимости от целевого процесса, нужны ли приложения (например, в виде pdf-файла).
Пример: необходимо проверить действительность паспорта гражданина, чтобы оказать ему какую-либо государственную услугу (замена паспорта) или чтобы выдать кредит в банке. Гражданин заполняет заявление, в вашей учетной системе уже есть вся нужная информация и в процессе оказания услуги пользователю потребуется лишь нажать кнопку, и межведомственный запрос отправится по адресу ответчика. Если всё происходит в штатном режиме (организация имеет право пользоваться соответствующим ВС), в ответ придет определенная регламентом информация в виде XML файла или файлов, и мы сможем получить всю информацию, связанную с различными этапами принятия решений. К примеру, если приходят данные о судимости человека, а услуга подразумевает, что её нельзя оказать имеющему судимость, можно не только уведомлять об этом пользователя системы, но и блокировать дальнейшее прохождение по процессу в СИЭР.
Здесь есть важная особенность — одни и те же запросы можно использовать в разных системах, ведь многие сведения являются типовыми. Сведения о людях и организациях, по которым осуществляются межведомственные запросы, часто располагаются в одних и тех же структурах, и это неоспоримый плюс low-code. Соответственно, один и тот же запрос можно использовать многократно. Если есть необходимость использовать какие-то специфические данные или они располагаются по нестандартным адресам, можно кастомизировать ранее разработанные запросы, т.е. на основе имеющегося создать новый, что значительно сокращает время разработки.
КАК РАБОТАЕТ ОБМЕН ДАННЫМИ В СМЭВ
Неотъемлемая и самая важная часть СМЭВ — очереди. Для каждой системы создаются очереди запросов и ответов. Это позволяет управлять потоком информации и гарантирует, что все сообщения будут обработаны. Сообщения бывают трёх типов: send (отправка основной информации), get (опрос очередей) и ack (подтверждение получения).
При этом процесс обмена данными выглядит следующим образом:
1. Инициатор отправляет запрос: формирует запрос в формате XML посредством своей информационной системы, подписывает его электронной подписью и отправляет в СМЭВ.
2. СМЭВ размещает запрос: он попадает в очередь ответчика, где хранится до тех пор, пока ответчик его не обработает.
3. Ответчик обрабатывает запрос: извлекает запрос из своей очереди, обрабатывает его и отправляет подтверждение получения в СМЭВ.
4. Ответчик отправляет ответ: после обработки запроса ответчик формирует ответ и отправляет его в СМЭВ, который размещает его в очереди инициатора.
5. Инициатор получает ответ: извлекает ответ из своей очереди и отправляет подтверждение о получении в СМЭВ.
Такой обмен данными позволяет буферизировать сообщения, что помогает в случае временных технических проблем на стороне участников.
Для просмотра состояния сообщения есть инструмент в Личном кабинете участника взаимодействия. Он носит интересное название — «Судьба сообщения СМЭВ3». Здесь по ID запроса (формируется при отправке) можно увидеть историю сообщения согласно изложенному выше алгоритму. Бывает полезно посмотреть, где «завис» какой-либо запрос.
СМЭВ также предоставляет три среды: для разработчиков, тестовую и продуктивную. Это позволяет участникам протестировать свои системы в безопасной среде прежде чем перейти к реальному обмену данными.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Бывает так, что требуется подключить несколько межведомственных запросов на платформе ПГС.
На первом этапе следует ознакомиться с проектной документацией. Часто в ней представлен список требующихся интеграций со ссылками на зарегистрированный вид сведений (ВС) на портале личного кабинета участника взаимодействия. Заранее подготовленный перечень значительно упрощает дальнейшее проектирование.
Дело в том, что не всегда бывают предоставлены прямые ссылки и не все они описаны в одном приложении. В таком случае требуется собрать сведения из нескольких источников и уточнить, как понимает Заказчик особенности использования этих ВС.
После того, как был определен конкретный перечень межведомственных запросов для подключения, необходимо проверить их наличие на платформе СИЭР, выяснить, были ли они уже разработаны или это только предстоит сделать.
В практике нередко случается, что некоторые из запросов к ВС уже разработаны в СИЭР и можно проверить их работоспособность согласно документации в личном кабинете. Другие могут отсутствовать или не соответствовать требованиям данного проекта. Стоит заметить, что в СИЭР одними и теми же запросами могут пользоваться сразу несколько организаций, причём одновременно на разных проектах. Подобный подход позволяет сократить время и затраты на проектирование, но несёт некоторые риски. Изменения в запросе, вызванные требованиями в одном из проектов, могут привести к потере работоспособности запроса на другом. Поэтому, если это возможно, лучше разрабатывать (кастомизировать) запросы под каждый проект, с учетом его особенностей. Это актуально для так называемых регламентных запросов, т.е. тех, которые позволяют обмениваться информацией с поставщиком сведений (органы власти и организации) в автоматическом режиме, подтягивая данные непосредственно из дела в СИЭРе. Для второго типа запросов — ручного — такой проблемы, как правило, не возникает. В этом случае для отправки запроса предлагается заполнить специальную форму, информация с которой будет направлена в сторону поставщика и инициирует ответ с требующимися данными в нём.
Разумным решением является использование уже созданных запросов в максимальной степени — как ручных, так и стандартных регламентных, то есть автоматических, которые самостоятельно подтягивают данные.
Однако на этапе тестирования могут быть выявлены проблемы, которые связаны не с работой СИЭР, а с особенностями конкретной тестовой среды. Поэтому бывают ситуации, когда в ответ на корректно составленный запрос приходит отрицательный ответ. И это тоже нужно принимать во внимание.
В заключение добавим, что на сегодняшний день на платформе уже имеется более ста полностью готовых типовых запросов, которые можно использовать в своих проектах, значительно упрощая процесс проектирования новых информационных систем.
https://www.fors.ru/company/news/mezhvedomstvennye-zaprosy-v-sier-integratsiya-i-vozmozhnosti/